В книге К генеалогии морали Фридрих Ницше анализирует и критикует христианство, которое он связывает с аскетическим идеалом. В конце третьей главы Что означают аскетические идеалы? Ницше анализирует альтернативы, в том числе науку. По мнению Ницше науку нельзя рассматривать как подлинную альтернативу, поскольку, по сути дела, наука возвращается к прежнему аскетическому идеалу. Ниже несколько цитат из разделов 23 — 25.
‘Где противоупор к этой замкнутой системе воли, цели и интерпретации? Отчего отсутствует противоупор?.. Где другая «единая цель»?.. Но мне говорят, что она не отсутствует, что она не только билась долгим и счастливым боем с этим идеалом, но и превозмогла уже его во всем существенном: наша современная наука в целом служит-де тому ручательством — эта современная наука, которая, будучи доподлинной философией действительности, верит, очевидно, только в себя самое, обладает, очевидно, мужеством держаться самой себя, волей быть собою и довольно недурно обходилась до сих пор без Бога, потусторонности и отрицательных добродетелей. ‘
‘Истина как раз противоположна тому, что утверждается здесь: наука нынче начисто лишена какой-либо веры в себя, не говоря уже об идеале над собой, — и где она есть все еще страсть, любовь, пыл, страдание, там она выступает не антиподом аскетического идеала, а, напротив, новейшей и преимущественнейшей формой его.’
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2017/10/nietzsche-o-nauke.html