Евгений Рудный (evgeniirudnyi) wrote,
Евгений Рудный
evgeniirudnyi

Categories:

Призрак града Божьего, бродящего по руинам метафизики

Этьен Жильсон в книге Дух средневековой философии приводит примеры того, что немало концепций пришло в философию нового времени от схоластов, а не от древних греков. Приведу ниже одну цитату по поводу универсального духовного сообщества.

‘Христиане именно поэтому знали такие добродетели — например смирение, — которым трудно было бы найти место в системе греческих добродетелей, что древние полагали в основание своей морали прежде всего требования человеческой социальной жизни, в которой усматривали конечную цель. Христиане, напротив, ориентировались в своей социальной жизни на более высокую общность, нежели общность людей между собой: на возможною общность наделенных разумом творений со своим Творцом. То, что вообще не существовало для греков, становится необходимым основанием христианской жизни. Признание божественного суверенитета и абсолютную зависимость творений — вот, что такое смирение; и оно же выступает фундаментальным законом того, что св. Фома энергично именует «республикой людей под главенством Бога». Известно, насколько обязаны этой идее понятия «республике идей», «вечного сообщества», или «царства целей» в философии Лейбница, Мальбранша, Конта и Канта; мечта об универсальном сообществе, чисто духовном по своей сущности, есть не что иное, как призрак Града Божьего, бродящий по руинам метафизики.’

http://blog.rudnyi.ru/ru/2018/01/priznak-grada-bozhego.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments