evgeniirudnyi (evgeniirudnyi) wrote,
evgeniirudnyi
evgeniirudnyi

Categories:

Наука и зад оперы

В эссе ‘Зад оперы‘ Вячеслав Шевченко обыгрывает метафору театра для описания физической картины мира — сцена представляет собой человеческий мир, который управляется событиями, происходящими за сценой:

‘Как ни удивительно, мы не замечаем главного тезиса картезианской, да и Галилеевой, науки. Ведь первое слово физической мысли звучит ясно и просто: видимый, слышимый, осязаемый (чувственный) мир — это иллюзия, сценическая мнимость, устроенная по принципу театра.’

Ниже несколько цитат на эту тему, взятых из эссе. Поэт Киприяно из новеллы Импровизатор (Русские ночи Владимира Одоевского) получил дар «все видеть, все знать, все понимать«. Под этим Одоевский подразумевал способность механического видения мира:

‘В представлении оперы он чувствовал лишь мучения сочинителя музыки, капельмейстера; слышал, как настраивали инструменты, разучивали роли, словом, ощущал все прелести репетиций; в самым патетических минутах видел бешенство режиссера за кулисами и его споры с статистами и машинистом, крючья, лестницы, веревки и проч. и проч.’

Дар оказался для Киприяно роковым.

Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2020/11/zad-opery.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments