Гейзенберг являлся представителем копенгагенской интерпретации квантовой механики. В ней квантовый объект как бы не существовал в привычном смысле слова до произведения измерения. С этой точки зрения квантовая механика вступала в противоречие с материализмом 19-ого века и в книге Гейзенберга этому обстоятельству уделяется большое внимание:
‘Копенгагенская интерпретация квантовой теории далеко увела физиков от простых материалистических воззрений, господствующих в естествознании XIX столетия.’
Следует отметить, что позиция Гейзенберга в отношении реальности (см. предыдущую заметку) не имела ничего общего с субъективностью — наука по Гейзенбергу была объективна. Тем не менее, квантовая механика вносила когнитивный диссонанс в материалистическое видение мира, что хорошо показывает цитата Д. И. Блохинцева (введение к статье), которую приводит в книге Гейзенберг:
‘Среди самых разнообразных идеалистических направлений в современной физике так называемая «копенгагенская школа» — наиболее реакционная. Разоблачению идеалистических и агностических спекуляций этой школы вокруг коренных проблем квантовой механики и посвящена данная статья.’
Цитата хорошо показывает отношение материалистически настроенных интеллектуалов того времени к позиции Гейзенберга и Бора.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2021/09/heisenberg-materialism.html