Евгений Рудный (evgeniirudnyi) wrote,
Евгений Рудный
evgeniirudnyi

Category:

Понимание vs. объяснение в гуманитарных науках

Первая глава ‘Становление дилеммы «понимание — объяснение» в философии ХIХ-ХХ веков‘ в диссертации В. И. Медведева дает неплохое представление о трактовке понимания и объяснения с точки зрения гуманитраных наук. В этом отношении она хорошо дополняет книгу А. А. Печенкина ‘Объяснение как проблема методологии естествознания‘. Для сравнения приведу типичные примеры. В книге Печенкина — связь между показанием барометра и приходом бури, в диссертации Медведева — ‘Марк Антоний задержался в Египте из-за любви к Клеопатре’. Вопрос в том, является ли последнее утверждение примером понимания или объяснения, и что такое в этом случае и то, и другое.

Также в главе рассматривается история возникновения противопоставления гуманитарых и естественных наук. Научные революционеры семнадцатого века считали науку единой. Однако, по мере появления формулировок о сущности методов гуманитарных наук взгляды в данном вопросе разделились. Одни интеллектуалы настаивали на том, что гуманитарные науки должны перенять методы естественных наук, другие были с этим решительно несогласны.

Глава состоит из пяти разделов:


  • От идеала единой науки нового времени к противопоставлению наук о духе наукам о природе

  • Специфика наук о культуре: неокантианцы и М. Вебер

  • Идея единой науки в аналитической философии

  • Понимающая линия в философии истории и социологии XX в.

  • Понимание в герменевтической философии

Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2021/10/ponimanie-v-gumanitarnykh-naukakh.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 168 comments