Первая глава ‘Становление дилеммы «понимание — объяснение» в философии ХIХ-ХХ веков‘ в диссертации В. И. Медведева дает неплохое представление о трактовке понимания и объяснения с точки зрения гуманитраных наук. В этом отношении она хорошо дополняет книгу А. А. Печенкина ‘Объяснение как проблема методологии естествознания‘. Для сравнения приведу типичные примеры. В книге Печенкина — связь между показанием барометра и приходом бури, в диссертации Медведева — ‘Марк Антоний задержался в Египте из-за любви к Клеопатре’. Вопрос в том, является ли последнее утверждение примером понимания или объяснения, и что такое в этом случае и то, и другое.
Также в главе рассматривается история возникновения противопоставления гуманитарых и естественных наук. Научные революционеры семнадцатого века считали науку единой. Однако, по мере появления формулировок о сущности методов гуманитарных наук взгляды в данном вопросе разделились. Одни интеллектуалы настаивали на том, что гуманитарные науки должны перенять методы естественных наук, другие были с этим решительно несогласны.
Глава состоит из пяти разделов:
- От идеала единой науки нового времени к противопоставлению наук о духе наукам о природе
- Специфика наук о культуре: неокантианцы и М. Вебер
- Идея единой науки в аналитической философии
- Понимающая линия в философии истории и социологии XX в.
- Понимание в герменевтической философии