Недавно появился препринт статьи ‘Теория струн, Эйнштейн и идентичность физики: Оценка теории при отсутствии экспериментальных данных‘. Статья посвящена тому обстоятельству, что теория струн в физике активно разрабатывается в течении сорока лет (если считать от первой революции в теории струн) и при этом в работе над теорией участвуют тысячи физиков-теоретиков. Тем не менее, до сих пор нет связи с экспериментом и шансы на появление необходимых экспериментальных данных в будущем неотличимы от нуля.
Ситуация достаточно парадоксальна. Физика является образцом для всех наук и всегда подчеркивается, что физика неразрывано связана с экспериментом: теории физики верны, потому что они позволяют хорошо предсказывать поведение исследуемых систем. Также обычно развитие технологий связывается с развитием физики. Поэтому возникает вопрос — можно ли назвать физиков-теоретиков, работающих над теорией струн, настоящими физиками.
Ниже я остановлюсь на одной линии обсуждения из статьи, связанной с историей науки, поскольку по ходу истории менялось понимание того, кого можно считать ‘настоящим физиком’. За точку отсчета возьмем европейский мир до начала научной революции. Физика относилась к натурфилософии, при этом роль физика сводилась к чисто созерцательному рассмотрению причин наблюдаемых изменений. Причины обсуждались на качественном уровне без участия математики. Также не было связи с экспериментом и наблюдениями. Таким образом, ‘настоящий физик’ в те времена был натурфилософом в рамках созерцательной философии Аристотеля.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2021/11/string-theory-einstein-and-the-identity-of-physics.html