Последняя глава книги А. А. Печенкина ‘Объяснение как проблема методологии естествознания‘ посвящена взгляду на объяснение как моделирование:
‘Истоки концепции «объяснение — моделирование объясняемых фактов» лежат в концепции «объяснение — сведение к привычному», которая в свою очередь восходит к атомизму Левкиппа — Демокрита. «Специцифической чертой атомизма как нучной программы является наглядность объясняющей модели» [П. П. Гайденко]. Хотя атомы, их движение и соединение недоступны непосредственному наблюдению, они не просто мыслятся, но и представляются вполне зримо. Недаром античные атомисты, формулирую свои воззрения, ссылались на образ пылинок, пляшуших в луче света.’
Объяснение как сведение к привычному
Раздел начинается с противопоставления наглядных идей атомистов концепции Аристотеля, который считал, что
‘объяснение должно трактоваться как познавательный процесс, который не может быть обеспечен привычными, обыденными представлениями и предполагает формулирование общих и абстрактных принципов.’
Отмечу, что в этой главе объяснение как ‘сведение к привычному’ противопоставляется ‘сведению к непривычному’. На этом пути обыгрываются взгляды Рене Декарта, которые вполне можно трактовать как сведение к привычному, поскольку они были основаны на простых кинематических соображениях. Как известно, они потерпели поражение — в конце концов победили непривычные и ‘оккультные’ силы Исаака Ньютона.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2021/11/pechenkin-obyasnenie-kak-modelirovanie.html