Евгений Рудный (evgeniirudnyi) wrote,
Евгений Рудный
evgeniirudnyi

Categories:

В. А. Лефевр: Космический субъект

При поиске статей я случайно наткнулся на упоминание в журнале Психология о термодинамической модели сознания В. А. Лефевра. Дальнейший поиск показал, что это математик и психолог, работавший в СССР и США. Вот его характеристика из одной из статей в журнале Психология:

‘Одним из фундаментальных достижений человекознания на рубеже ХХ–ХХI столетий служит «Рефлексивная психология Владимира Лефевра». Она является результатом междисциплинарного синтеза ряда возникших во второй половине ХХ в. рефлексивных наук: логики, семиотики, психологии, конфликтологии, этики, менеджмента, политологии, системотехники, кибернетики, физики, математики, космологии. В развитие каждой из них крупный российско-американский ученый В.А. Лефевр внес свой вклад. В.А. Лефевру свойствены ренессансный диапазон исследовательских интересов, феноменальная креативность, энциклопедизм профессиональной деятельности.’

Решил ознакомиться с идеями Лефевра подробнее и мой выбор пал на книгу ‘Космический субъект‘. Как оказалось, в книге переплетены две темы — модель человеческого субъекта и использование этой модели для обсуждения внеземных цивилизаций. Интрига книга заключается в предположении о том, что космический разум существует в виде магнитных плазмоидов (Лефевр ссылается на роман ‘Черное облако‘ Фреда Хойла). Требуется однако обосновать возможность такого развития эволюции разума и Лефевр для этого вводит обобщенную модель субъекта:

‘Наша цель — построить очень общую модель субъекта, которая была бы не связана не только со спецификой живых существ, возникших на Земле, но даже с самой биологической основой этих существ. Мы не можем приступить к решению этой задачи, опираясь на наши знания о мозге человека, поскольку нам не известно, какие именно аспекты его активности отражают универсалии, характеризующие класс существ, обладающих совестью. Спросим теперь себя: что является специфическим для человека, что отличает его от животного? Я не думаю, что существует возможность какого-либо строгого ответа на этот вопрос, но моя интуиция подсказывает мне, что ответ должен звучать так:

Мы способны оперировать с категориями «добро» и «зло» и при некоторых обстоятельствах обладаем свободой выбора.’

Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2022/08/the-cosmic-subject.html
Subscribe

  • Грегор Мендель и ошибки измерения

    Gregory Radick, Mendel the fraud? A social history of truth in genetics. Studies in History and Philosophy of Science 93 (2022): 39-46. 'К…

  • Я и мое сознание

    Из обсуждения с egovoru egovoru: 'Я следую за Декартом: существование моего собственного сознания … - это единственное, в чем не…

  • От Декарта к мозгу Больцмана

    Мой комментарий к Cogito ergo sum у wkapustin. Я вернусь к силе воображения, которая необходима для понимания рассуждений Декарта. В настоящее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Грегор Мендель и ошибки измерения

    Gregory Radick, Mendel the fraud? A social history of truth in genetics. Studies in History and Philosophy of Science 93 (2022): 39-46. 'К…

  • Я и мое сознание

    Из обсуждения с egovoru egovoru: 'Я следую за Декартом: существование моего собственного сознания … - это единственное, в чем не…

  • От Декарта к мозгу Больцмана

    Мой комментарий к Cogito ergo sum у wkapustin. Я вернусь к силе воображения, которая необходима для понимания рассуждений Декарта. В настоящее…