evgeniirudnyi (evgeniirudnyi) wrote,
evgeniirudnyi
evgeniirudnyi

Category:

К стадиям развития науки

Мой комментарий к

Фальшивый Недоносчик Лжи и Истинный Носитель Истины
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1854276.html

Я бы добавил к вашему рассмотрению два важных аспекта, отношение к религии и источники финансирования. Очень схематично:

1) На данном этапе важно помнить, что научная революция семнадцатого века произошла под сильным влиянием западного христианства. Соотвественно поиск истины - это по сути дела познание бога. Здесь например полезно посмотреть на известную теологическую дискуссию о боге между Ньютоном и Лейбницом. У них была разные представления о боге.

2) На этом этапе постепенно идея бога заменилась идей законов природы. Если уж бог был, то он создал вселенную по определенным математическим законам и все. Далее он в судьбу своего создания не вмешивался. Истина заключается в познании математических законов, по которым создан мир.

3) Данный этап похож на второй этап, однако важным моментом было отделении церкви от государства. Роль священников заняли ученые.

4) Мечта Фейерабенда про отделение науки от государства начинает сбываться (правда очень медленно и по-моему мы находимся только в самом начале такого пути). Ученые вынуждены зарабатывать себе на пропитание сами, что приводит к изменению их взгляда на окружающий их мир.

В заключение отмечу особенности протекания третьего этапа в СССР. Как отмечали умные советские ученые, наука - это способ удовлетворения личного любопытства за счет государства. Это вызвало стремление многих граждан стать учеными: число ученых в СССР возрастало в геометрической прогрессии. Цитата из

П. А. Ореховского "Роль конфликтов поколений в смене стереотипов поведения господствующей элиты и их влияние на социально-экономическое развитие России"

"Характерное примечание к данной таблице тогдашнего Центрального статистического управления: «В 1940 г. численность научных работников составляла 98,3 тыс. человек. В 1984 г. в СССР насчитывалось около 1,5 млн. человек, или одна четвертая часть всех научных работников мира».

Количественный рост «поголовья» ученых в СССР поражает воображение – за тридцать лет почти в десять раз! И если ещѐ в 1950 и даже в 1960 году это был один из самых привилегированных социальных статусов, как по размеру оплаты труда, так и по символическому капиталу (звание ученого было почѐтно), то в семидесятые научная работа становится массовой профессией, а к 1980 г. – «девальвируется», мало чем отличаясь от звания «инженера».

Понятно, что отдача от советских НИОКР отнюдь не росла такими же темпами, как количество «ученых». Экономический рост СССР в семидесятые годы замедляется, а не увеличивается. Можно сказать, что «ученые» не справились со своей задачей обеспечения технического прогресса, и альтернативным источником роста экономики стали открытые нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири и российского Севера."

К этому могу добавить цитату из фильма Взорвать СССР: Ядерный апокалипсис, которая хорошо показывает, что же получили советские граждане от советской науки:

«С 1965 по 1988 год в разных уголках нашей страны было взорвано 124 атомных заряда вне территории ядерных полигонов СССР. Исключительно в мирных целях. Официально взрывы проводились для нужд сельского хозяйства и промышленности. Какие были последствия? Сегодня о них стараются помалкивать.»
Subscribe

  • Самый успешный способ бегства от реальности

    'Из всех способов бегства от реальности, - заметил математик Джан-Карло Рота, - математика достигла наибольшего успеха. . . . Все остальные…

  • Наука о сознании

    Увидел новый учебник ‘ Наука о сознании‘ и решил просмотреть. Автор — когнитивный психолог Тревор Харли, который преподовал этот…

  • Карл Маркс о теории Дарвина

    'У Дарвина, которого я снова просмотрел, меня забавляет его утверждение, что он применяет «мальтусовскую» теорию также к растениям и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments